Тревожность детей – прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Она изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению необдуманных поступков.

Тревожность – обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенности и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия. 

Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда может ее либо развивать, либо подавляет, способствует или препятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10 -12 годам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характера. Врожденная или сформированная склонность ребенка впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение.

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

Причины тревожности у детей

v  Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);

v  Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;

v  Следствие перенесенных заболеваний;

v  Результат запугивания ребенка взрослыми;

v  Плод чрезмерного детского воображения;

v  Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;

v  Проявление инстинкта самосохранения;

v  Результат «запрещающего» воспитания;

v  Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;

v  Следствие депривации – чувства обездоленности, недоступности.

Признаки тревожности

Виды тревожности

n  Ситуативная – возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые, как он знает, не одобряются близкими взрослыми.

n  Личностная – появляется в том случае, если родителям не свойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле.  

n  Школьная – выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Рекомендации по работе с тревожными детьми:

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, в которых учитывается скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.